Литературные произведения об Александре Невском

Образ Александра Невского в произведениях искусства

(к 800-летию Святого благоверного князя)

 

Александр Невский - князь Новгородский, великий князь Киевский, Владимирский, русский полководец, одержавший победы над шведами на Неве и над Ливонскими рыцарями на Чудском озере – одна из самых ярких фигур русской истории. Канонизирован русской православной церковью и причислен к лику святых.

 

Литературные произведения об Александре Невском

 

 «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» или «Повесть о житии Александра Невского» — литературное произведение XIII века, агиографического жанра.

На протяжении нескольких веков первая редакция «Жития» неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций произведения.

Автором повести, вероятно, был книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла. Автор сообщает, что лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний: «Самовидець есмь възраста его».

Еще В. О. Ключевский отмечал, подчеркивая оригинальность «Повести о житии…», что это «единственный по своеобразию приемов памятник древнерусской агиографии». Произведение соединяет в себе черты жития и воинской повести. Вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

 

«Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» стала основным литературным источником для поэмы Льва Мея «Александр Невский» (1861 г.). Повторяя сюжет «Повести о житии Александра Невского», автор поэмы сохраняет и жанровые особенности как воинской повести, так и агиографического произведения.

В соответствии с житийными канонами, в «Повести о житии» подчеркиваются «церковные добродетели» князя Александра, и в то же время Александр - величественный и прекрасный внешне, мужественный и непобедимый полководец: «Взор его паче инех человек (образ его красивее всех других людей), и глас его — «акы труба в народе», «не обретеся противник ему в брани никогда же». Нечто подобное читаем мы и у Мея:

 

Что за стан, и осанка, и плечи, и рост!..

Да и вправду сказать: благолепнее не было в мире лица,

Да и не было также нигде удальца

Супротив Александра…

А на вече-то княжеский голос — то сила, то страсть, то мольба,

То архангела страшного смерти труба…

 

В поэме акцент сделан на Невской битве. Все остальные события, связанные с именем Александра Невского, намечены пунктирно. Лев Мей даёт прямую оценку мудрого правления князя:

Не бывало на свете

Преподобного князя мудрее — в миру, и в войне, и в совете,

И хоруговью божьего он осенял княженецкий свой сан;

А затем и послов ему слали и кесарь, и папа, и хан,

И на письмах с ним крепко любовь и согласье они заручили,

А король шведский Магнус потомкам своим завещал,

Чтоб никто ополчаться на Русь на святую из них не дерзал…

Его последние видения – защита православной веры и от католического, и от языческого наступления. Он вспоминает князя Михаила Черниговского, который отказался пройти через языческие обряды. А он, Невский, по Майкову, не отказался, принял грех ради спасения Руси – и теперь кается:

Тихо лампада пред образом Спаса горит...

Князь неподвижен лежит...

Словно как свет над его просиял головой -

Чудной лицо озарилось красой,

Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой

Сердце ощупал его и чело -

И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

Описание кончины благоверного князя лирично. Лексический повтор «и рыдали, рыдали, рыдали над усопшим и старцы, и малые дети с великой печали» передает всю меру переполнявшего сердца людей горя. Сохраняет Мей и рассказ о «дивном» и «достойном памяти» чуде, якобы свершившемся во время погребения князя. Когда мертвому Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то

Для грамоты смертной у князя десница раскрылась

И поныне душевную грамоту крепко он держит в руке!

     В 1875 году было написано стихотворение Майкова «В Городце в 1263 г.», в котором Александр изображен не воином, а святым. Поэт начинает рассказ с момента смерти великого князя:

Ночь на дворе и мороз.

Месяц — два радужных светлых венца вкруг него…

По небу словно идёт торжество;

В келье ж игуменской зрелище скорби и слёз…:

Здесь, на земле, всё замерло — умер великий князь. Перед смертью Александр Невский принял монашество и великую схиму. Верный традиции народного творчества, Майков использует отрицательный параллелизм: смерть благоверного князя — это переход из мира земного, бренного, мира «скорби и слёз» в мир вечный, мир божественного света. Скорбит земное — торжествует небесное.

Тихо лампада пред образом Спаса горит;

Тихо игумен пред ним на молитве стоит;

Тихо бояре стоят по углам;

Тих и недвижим лежит, головой к образам,

Князь Александр, чёрной схимой покрыт…

И его последние видения – защита православной веры и от католического, и от языческого наступления. Он вспоминает князя Михаила Черниговского, который отказался пройти через языческие обряды. А он, Невский, по Майкову, не отказался, принял грех ради спасения Руси: «Боже! Ты знаешь – не ради себя – Многострадальный народ свой лишь паче души возлюбя!...» –

Момент смерти Александра Невского описан в соответствии с канонами жития: чудо —просветление лика — всплеск золотых лучей души: «Наше солнце зашло».

     По-разному представлен светлый образ великого князя и его подвигов в художественной литературе XX и XXI столетий.

В 1937 году К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище».  На обсуждении её поэт говорил: «Желание написать эту поэму у меня явилось в связи с ощущением приближающейся войны. Я хотел, чтоб прочитавшие поэму почувствовали близость войны и что за нашими плечами, за плечами русского народа, стоит многовековая борьба за свою независимость». Позднее он снова повторил это: «Думая о предстоящей вооруженной схватке с фашизмом, некоторые из нас обращали взгляды в русскую историю, и прежде всего в военную историю нашего отечества. Размышлениям на эту тему были посвящены в предвоенные годы мои поэмы “Ледовое побоище” и “Суворов”… Работа над ними была тогда существенной частью моей нравственной жизни». [Симонов К. Истории тяжёлая вода. Л. Лазарев. Возвращаясь к пережитому. О мемуарной прозе Константина Симонова]

В основе композиции поэмы — историческая параллель: 1918 год — 1240–1242 годы — 1937 год. Все исторические события связаны с вторжением (или намерением вторжения) немецких завоевателей в Россию. Константин Симонов изображает Невского как идеал правителя: интересы государственные для него превыше всего, ему ближе простой люд, а не привилегированные сословия:

Уже давно бояре стали

Нелюбы князю. Их мечам,

Доспехам их из грузной стали,

Их несговорчивым речам

 

Предпочитал людишек ратных

В простой кольчуге с топором —

Он испытал их многократно

И поминал всегда добром!

 

Образ Александра Невского в поэме — символ непобедимости русского народа, залог защиты русской земли. Эта поэма — предупреждение потенциальным врагам: русский народ сломить невозможно. Заканчивается поэма грозным предупреждением:

За годом год перелистаем.

Не раз, не два за семь веков,

Оружьем новеньким блистая,

К нам шли ряды чужих полков.

 

Но, прошлый опыт повторяя,

Они бежали с русских нив,

Оружье на пути теряя

И мертвецов не схоронив.

 

И если гром великий грянет

Над сворой псов и палачей,

Для нас всё так же солнце станет

Сиять огнём своих лучей.

 

Еще до Великой Отечественной войны, в 1940 году, начал работать над романом об Александре Невском Василий Ян (Янчевецкий). 13 марта 1940 года он писал в дневнике: »С утра занимаюсь биографией Александра Невского. Загадочная личность для начала XIII века».  Изначально Ян планировал роман под рабочим названием «Александр Новгородский (Невский) и Золотая Орда». Работа была закончена в конце 1947 года. Под влиянием издательства писатель разделил роман на две отдельные части – повесть о юности и победах Александра Невского и роман о последнем походе Батыя. В 1952 году повесть «Юность полководца» вышла в свет.

В послевоенное время историческому деятелю было посвящено несколько достаточно крупных романов и повестей: Югов А.К. «Ратоборцы», Субботин А.А. «За землю Русскую», Мосияш С. «Александр Невский», Васильев Б. «Александр Невский», Сегень А.Ю. «Александр Невский. Солнце Земли Русской» (2002г.),  Юхнов С.М. «Лазутчик Александра Невского»,

Заметное место занимает роман Алексея Югова «Александр Невский», ставший частью созданной автором дилогии «Ратоборцы» (1944-1948гг.)

Югов описал наиболее сложный и драматический период жизни Александра Невского — начало 50-х годов XIII века.  Между сыновьями князя Ярослава Всеволодовича произошёл раздел власти, и младший сын Андрей получил от великого хана ярлык на великое владимирское княжение, Александр — ярлык на Киев.  Автор книги концентрирует внимание читателя на основных эпизодах из жизни князя Александра, когда он проявил себя не только как отважный воин, но и как крупный государственный деятель, проницательный политик, глубоко понимающий интересы и нужды своего народа: «Об одном скорблю: не сломлено ордынское иго!.. Борозда моя на русской земле не довершена. Раньше срока плуг свой тяжкий покидаю…»

Романом «Александр Невский» открывается серия исторических произведений писателя-историка Сергея Мосияша. Автор описывает детские годы княжича Александра, который, несомненно, воспитывался точно так же, как вообще воспитывались юные княжичи в Древней Руси. Отрок Александр получил обширное и всестороннее образование. Наряду с книжным обучением, в княжьих семьях обращалось большое внимание и на физическое воспитание мальчиков. Александр виртуозно управлял конём, метко стрелял в цель из лука и уже с детства отличался богатырской силой. С ранних лет княжич Александр сопровождал в походах отца.

А всему этому предшествовал обряд пострижения в воины… В начале романа автор подробно описывает обряд, совершённый над трёхлетним Александром.

Обряд пострижения имел на Руси важное значение, как в семейной, так и в общественной жизни. После княжеского обряда пострига Александра посадили на коня, дали в руки настоящий меч и с этого момента он становится мужем, дальнейшее воспитание мальчика уже доверено мужчинам. Александр рос серьёзным и добрым ребёнком, он часто ходил в храм, ночью тайно поднимался для молитвы. С самого детства княжич был одержим жаждой подвига, ему хотелось служить своей Родине, защищать её и, если нужно, отдать свою жизнь во имя высокой цели.

В 1978 году в серии «Пионер – значит первый» вышла повесть Лидии Обуховой «Набатное утро».  Автор отмечает, что хоть в 13 веке еще не существовало понятия единой страны, А. Невскому удалось сделать борьбу с немецкими и шведскими захватчиками общенациональным делом.

 Книга «Александр Невский» (1997г.) замечательного  писателя Бориса Васильева – фронтовика, одного из классиков военной прозы  - продолжает его цикл исторических романов о русских князьях (ранее вышли «Вещий Олег» и «Ольга, королева русов»). В величественном образе русского князя автор уловил внутреннюю драму этого, по существу, одинокого человека, которому пришлось «из юности шагнуть во взрослую жизнь, минуя молодость». Одна из проникновенных сцен романа - встреча Александра с его первой любовью Марфушей, а ныне инокиней Меланьей, перед которой он приоткрывает тайны изболевшегося сердца.

«Лазутчик Александра Невского» (2008г.) современного писателя Сергея Юхнова - приключенческий роман на фоне истории, основанный преимущественно на вымышленных событиях. Молодой лазутчик Сурок и его друзья по велению князя отправляются за границу, чтобы добыть сведения о готовящихся Крестовых походах. Для этого Сурку предстоит стать рыцарем и войти в доверие к папе римскому.

Князь Александр Невский был храбрым воином, талантливым полководцем, защитником Руси, хранителем православной веры. Про таких говорят: герой с тысячью лиц, человек многих достоинств и добродетелей, отмеченный Богом. Вся короткая многострадальная жизнь князя Александра — всего 43 года! — пример беззаветного служения Отечеству. С его именем связана Русская идея мира, свободы и справедливости.