Чкалов в Егорьевске
МУК «Егорьевская межпоселенческая
централизованная библиотечная система»
Методико-библиографический отдел
ЧКАЛОВ
В
ЕГОРЬЕВСКЕ
документы и воспоминания
г.Егорьевск
2009г.
На первой странице обложки – памятник В.П.Чкалову на территории Егорьевского авиационно-технического колледжа гражданской авиации.
Скульптор Н.В.Томский.1953г.
Фото В.Анашкина
В настоящем пособии
представлены фрагменты из воспоминаний родных, друзей, учителей и соучеников
легендарного летчика-испытателя,
Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова, касающиеся периода его обучения
в Егорьевской теоретической авиашколе в 1921-1923г.г..
Здесь вы найдете воспоминания жены Чкалова,
Ольги Эразмовны Чкаловой
и дочери Валерия Павловича, Валерии Валерьевны,
его друзей и соучеников
Г.Макарского, Г.Байдукова, К.Николаева,
начальника летной части Егорьевской
теоретической школы Д.Ананьева,
фрагменты из книг егорьевских краеведов
В..Смирнова и В.Бурмистрова,
писателя А.Маркуши.
Приведен список использованной литературы.
Издание снабжено фотографиями
из использованных изданий.
Валерий Чкалов, 1921г.
(фото из книги:
Байдуков Г. Чкалов: изд.2-е, доп. - М.: Молодая гвардия, 1977. – ( ЖЗЛ)
«..Как мне хотелось летать вместе с нашими летчиками, как хотелось сразиться с врагами в воздухе. Но в то время на всю Россию была одна авиационная школа. Попасть в нее, да еще с моим сельским образованием, было невозможно. В годы гражданской войны я усиленно читал, беседовал со знакомыми летчиками и авиационными мотористами — постепенно готовился к школе.
И в 1921 г. был наконец командирован в город Егорьевск в авиашколу. ...С какой жадностью я принялся за учение».
(Чкалов В.П. «Три дня в воздухе».
Печатается по изданию: Бурмистров В.И. Страницы истории города Егорьевска и его района: Монография. - М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1998. – С.117)
«В то время в России была только одна начальная, точнее, подготовительная авиационная школа — в небольшом городке Егорьевске, под Москвой. Называлась она Теоретической школой авиации, и попасть туда было крайне трудно. Кстати, именно там начинали свой путь многие известные советские авиаторы.
Четыре счастливчика из парка должны были по разверстке поехать в Егорьевск, чтобы там пройти начальные этапы летного дела. Естественно, командование отобрало лучших из лучших. В их число попал и Владимир Фролищев.
Он был счастлив от перспектив, открывавшихся теперь перед ним, и вдруг неожиданно для всех попросил вместо себя отправить в училище Валерия Чкалова. Рабочие парка поддержали кандидатуру Валерия. Им нравились его выносливость, упорство, настойчивость, его крепкая рабочая хватка. В конце 1921 года Валерий уехал в Егорьевск.
Владимир поступил как бескорыстный, больше того — как самоотверженный друг. Он видел горячее отношение юного Чкалова к авиации, его неукротимое желание летать и решил, что должен так поступить. Чувство благодарности к нему Чкалов пронес через всю свою жизнь».
(Чкалова О.Э. Жизнь Валерия Чкалова.: Воспоминания / Лит. запись Ю.М.Щеглова. – М.: Дет. лит., 1979. – С.13-15)
«В годы Гражданской войны в Егорьевск в 1918 г. прибыла часть военновоздухоплавательного отряда из
г. Гатчины. Часть сначала прибыла в Рязань и была разделена пополам — одна из них, теоретическая, в сопровождении 134 человек прибыла в Егорьевск. На ее базе была создана летная школа, в которой обучалось в 1921 —1923 гг. до 100 человек(…)
…школа подготовила много известных и знатных летчиков, ставших героями страны.
В 1918—1921 гг. близ деревни (Русанцево – сост.) был построен учебный аэродром, где проходили обучение летчики местной теоретической летной школы. Здесь на русских и французских аэропланах обучались известные летчики В. П. Чкалов, И. А. Дудолев и П. X. Межерауп.
В 1929 г. деревня вошла в состав Егорьевска и стала именоваться Русанцевской улицей».
(Смирнов В.И. Мы - егорьевцы. Книга 1. – М.:Энциклопедия сел и деревень, 1999. – С.85, 127.)
«Осенью 1919 года, когда Советская республика была
окружена интервентами, Валерий добровольцем вступил в ряды Красной Армии и был назначен в 4-й авиационный парк в Канавино. Здесь он работал учеником — сборщиком самолетов в авиационных мастерских. В 1921 году в мастерские пришла разверстка: четырех человек направить в летную школу. По возрасту Валерий еще не подходил, но, видя его горячее стремление, старшие товарищи упросили командира, и тот в награду за хорошую работу послал парня учиться».
(Чкалова О. Живой Чкалов //Наш Чкалов: сборник воспоминаний /Cост. О.Чкалова – 2-е изд., переработ. и доп. - М.: Молодая гвардия, 1969 – С.6)
«В 1919 году в Нижнем Новгороде Валерьян впервые увидел гидросамолет: «Мои детские мечты совершить что-нибудь необычное приняли новое направление: я стал мечтать о том, как бы самому научиться летать».
Ему было 15 лет, когда, приписав себе один год, он в августе 1919 года пошел добровольцем в Красную Армию. Его взяли в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде мотористом-слесарем по ремонту самолетов. В этом ему помог его односельчанин Владимир Фролищев, ставший впоследствии мужем сестры Сони.
В авиационном парке Валерьян познакомился со всеми типами самолетов, которые были на вооружении в Красной армии. Заграничные «Мораны», «Вуазены», «Фарманы» казались ему чудом техники.
Целый год Чкалов работал в парке сборщиком самолетов, и день и ночь мечтал о полетах. Но никто его учить летать не собирался, было не до него - шла война. «Помню, с какой завистью провожал я в воздух десятки раз чиненые самолеты, с каким усердием изучал я машины, как боготворил я летчиков, бравших иногда меня в полет. После каждого такого полета я приходил к заведующему производством нашего парка и упрашивал: - Товарищ начальник, хочу быть летчиком!»
Но он был хорошим работником, рабочих рук не хватало, и отпускать его никто не собирался.
В то время на всю страну была одна теоретическая авиационная школа. Попасть в нее, да еще с его четырехклассным сельским образованием и неоконченной учебой в Череповецком механическом техникуме было невозможно. Но работа на ремонте и на постройке самолетов дала возможность ему изучить самолетное дело. Поставив перед собой цель, он приступил к ее осуществлению. Он начал много читать, беседовал со знакомыми летчиками и авиационными мотористами - так постепенно он подготавливал себя к авиационной школе.
И вот, наконец, в 1921 году за хорошую работу командование авиапарка удовлетворило просьбу Чкалова и направило его в Егорьевск в теоретическую авиационную школу. Это была первая советская школа летчиков, куда с фронта в серых потертых шинелях и рваных башмаках приходили солдаты, чтобы поскорее научиться летать и снова вернуться на фронт.
В августе 1921 года Чкалов поступил в Егорьевскую теоретическую авиационную школу. Так сбылась мечта моего отца. Но до самостоятельных полетов было еще далеко.
Приказ по теоретической школе авиации Рабоче-Крестьянского Воздушного флота РСФСР от 18 августа 1921 года №263 гласил:
«Прибывшего для прохождения теоретического курса красноармейца Валерьяна Чкалова зачислить в списки переменного состава учлетов школы на жалование и на все виды довольствия с 15 сего августа. Справка: отношение №5056 и его рапорт».
Видимо, это был последний документ, свидетельствующий настоящее имя Чкалова. Уже в последующих документах и в повседневной жизни утвердилось за ним имя Валерий, более понятное и легко произносимое.
Эта школа брала свои истоки из Гатчинской Военной Авиационной школы, в которую в 1914 году был преобразован Авиационный отдел Офицерской Воздухоплавательной школы.
В Авиационном отделе, до его преобразования, обучался знаменитый русский летчик поручик Петр Николаевич Нестеров, получивший мировую известность в 1913 году, выполнив впервые в истории авиации фигуру высшего пилотажа - мертвую петлю.
Егорьевскую теоретическую школу летчиков закончили многие из первых Героев Советского Союза: А.В.Ляпидевский, Н.П.Каманин, Г.Ф.Байдуков, И.П.Мазурук, В.К.Коккинаки.
В 2002 году этой школе летчиков, а ныне Егорьевскому авиационному техническому колледжу гражданской авиации присвоено имя В.П.Чкалова.
Поступив в школу, Чкалов сразу обратил на себя внимание огромным стремлением в овладении летным делом. Он терпеливо засел за книги, когда узнал, что в этой школе изучают только теорию, поэтому и называли эту школу «теркой».
Отец удивительно быстро усваивал теорию, устройство моторов и очень часто помогал отстающим курсантам. Как вспоминают его сокурсники, учеба давалась ему легко. Слушая лекцию, запоминал ее и мог не писать конспектов. Но если ему не давалась какая-нибудь задача, не вставал с места, пока не решит. Каждое начатое дело он обязательно доводил до конца.
Девизом его жизни стали слова: «Если быть, так быть лучшим». Именно не «первым», а «лучшим». С этим девизом он начал свой путь в авиацию.
Увлекался спортом, очень любил играть в футбол и обязательно в нападении, хотя по комплекции больше подходил к защите.
Он занимался в драмкружке и выступал в спектаклях. Чкалов был заядлым «артистом». Больше всего по душе были ему комические роли, играл он самозабвенно, давая выход своему природному юмору.(…)
Чкалов выделялся смелостью, любознательностью. В очень короткий срок он освоил посадку самолета на школьный аэродром. Эта посадка требовала четкого расчета и немалого мастерства, так как аэродром представлял собой полосу земли шириной в 100 метров, с одной стороны которой протекала речка Гуслянка, а с другой - были ров и болото. Молодой курсант Чкалов всегда точно рассчитывал и четко делал посадку.
Было еще одно событие в его жизни, произошедшее в период его пребывания в Егорьевске. Он женился на Крыловой Лиде. Женился в 17 лет, детей не было. О ней ничего не известно. Павел Григорьевич (отец В.П.Чкалова – сост.) и особенно старшая сестра Анна отговаривали его. Но потом пошли нелады, как вспоминает Анна, они разошлись, и в Борисоглебское училище он уехал один. Егорьевскую теоретическую школу Чкалов закончил за полтора года «на хорошо» весной 1923 года. Всему выпуску было присвоено звание красных командиров, и все были направлены в 1923 году в город Борисоглебск в практическую школу летчиков для обучения практическим полетам».
(Чкалова В.В. Валерий Чкалов: документально-публицистическая повесть. –М.: ОАО »Типография «Новости», 2004. – С. 20-22.)
«В 1921 году на IV авиационный парк дали четыре путевки в авиационную школу. Валерий тут же написал заявление, но начальник парка Хрисанфов резонно ответил: Чкалову только 17 лет, и посылать его бесполезно — не примут как несовершеннолетнего.
Страшно огорчился Валерий. Друзья пошли гурьбой просить за него, и начальник парка сдался:
— Чем черт не шутит! Попробуй! Ни пуха, ни пера тебе, Валерий! Чкалов с товарищами отправился в Егорьевск.
Вспоминая об этом периоде своей жизни, через пятнадцать лет Чкалов в книге «Три дня в воздухе» напишет: «...Как мне хотелось летать вместе с нашими летчиками, как хотелось сразиться с врагами в воздухе. Но в то время на всю Россию была одна авиационная школа. Попасть в нее, да еще с моим сельским образованием, было невозможно. В годы гражданской войны я усиленно читал, беседовал со знакомыми летчиками и авиационными мотористами — постепенно готовился к школе.
И в 1921 году был, наконец, командирован в город Егорьевск в авиашколу. Называли мы ее очень смешно: «терка», что означало — теоретическая школа. С какой жадностью я принялся за учение!»
Сколько было радости, когда Валерий Чкалов увидел в списках зачисленных свою фамилию.
В то время егорьевская школа являлась первой военно-теоретической школой летчиков. Прибывшие из фронтовых авиационных частей, отрядов и парков красноармейцы, рабочие и мотористы осваивали здесь обширную программу. В нее входил большой общеобразовательный курс: алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, русский язык, немецкий. Значительное место занимали аэродинамика, аэронавигация, материальная часть самолетов, моторы; много часов отводилось на политическую и общевойсковую подготовку.
Школа размещалась в бывшем женском монастыре, Казарм, в буквальном смысле этого слова, не было. Курсанты жили в монашеских кельях по три-четыре человека. Чкалов поселился вместе с Макарским, Махаловым и Кузнецовым.
Заниматься было трудно. Учебников почти не было, у многих курсантов не хватало знаний, курс проходили ускоренно — менее чем за два года следовало сдать около тридцати экзаменов!
Но Чкалов учился довольно легко: при двенадцатибалльной системе оценок он никогда ниже десяти не получал ни по одному предмету. Не только острый ум, сообразительность и великолепная память помогли хорошо учиться. Пожалуй, не менее важную роль играла прочная и непоколебимая целеустремленность в достижении основной цели — быстрее стать летчиком и подняться в воздух.
Удивляли преподавателей и друзей конспекты Чкалова — они были предельно кратки, но главное, что могло понадобиться для полетов, никогда не ускользало от Валерия. Второстепенное определялось мгновенно и тут же безжалостно отсеивалось.
Хотя Чкалов постоянно думал о главной задаче, ему не чуждо было все, что положено юности: он увлекался спортом, особенно футболом, теннисом, снарядной гимнастикой, не говоря уже о плавании. Самозабвенно играл в драмкружке комические роли. Причем его друзья по «келье» определяли его артистические способности как незаурядные. Это и естественно: Валерий обладал природным юмором.
Кормили в то трудное время курсантов плохо, но это ничуть не сказывалось на настроении самого молодого курсанта. Он отличался жизнерадостным характером и заражал товарищей оптимизмом, поддерживал, когда было трудновато, веселой шуткой.
Весна 1923 года. Сдан последний экзамен... Валерий, как и все его товарищи, получил звание красного командира, или, как тогда говорили, краскома. Весь выпуск тут же направили в Борисоглебскую школу летчиков для практических занятий.
(Байдуков Г. Чкалов. Изд.2-е, доп.- М.: Молодая гвардия, 1977. – ( ЖЗЛ) - С.18-20)
Футбольная команда Егорьевской летной школы. Чкалов стоит у штанги.
1921-1923 г.г.
(фото из книги:
Чкалова В.В. Валерий Чкалов: документально-публицистическая повесть. – М.: ОАО»Типография «Новости», 2004)
«В стенах Егорьевской летной школы собрались разные люди: рабочие, мотористы авиационных частей, красноармейцы, прибывшие прямо с фронтов, несколько моряков и совсем молодые ребята, не знавшие еще воинской службы. Возраст был тоже очень не одинаков: от семнадцати до тридцати лет. Но всех объединяло одно — желание летать. В то время в нашей стране все было молодым, и школа не представляла исключения. Сначала мы с Чкаловым учились в разных классах, но вскоре их объединили, и до окончания школы большую часть времени мы проводили вместе.
Школа помещалась в бывшем женском монастыре. Казарм в буквальном смысле этого слова не было. Жили учлеты в монашеских кельях, чаще всего по три-четыре человека. Нас в келье разместилось четверо: Чкалов, Кузнецов, Махалов и я.
Чкалов был самым молодым учлетом: ему исполнилось лишь семнадцать лет. Правда, коренастый, широкоплечий волжанин с мужественным лицом выглядел значительно старше. Тогда, конечно, никто не думал, что этому молодому богатырю выпадет честь вписать самые яркие страницы в историю нашей авиации, но теперь, оценивая прошлое с высоты прожитых лет, видишь, что слава пришла к Чкалову не случайно.
В учебную программу школы входили обширный общеобразовательный курс (алгебра, геометрия, физика и другие предметы), большой курс по изучению материальной части самолета и теории пилотирования, а также общевойсковая подготовка. Достаточно сказать, что менее чем за два года обучения мы сдали в общей сложности около тридцати экзаменов.
Заниматься было трудно. Учебники практически отсутствовали, программу проходили в ускоренном темпе, многие имели слишком большой перерыв в учебе, но желание стать летчиком помогало преодолевать все трудности. Нам казалось, что Чкалову учеба дается легко, мы удивлялись, как ему удавалось по очень кратким конспектам хорошо подготовиться даже к самым трудным экзаменам. В то время оценка ответов в школе проводилась по двенадцатибалльной системе, и Чкалов почти никогда не получал ниже десяти баллов.
Острый ум, сообразительность, отличная память, целеустремленность позволяли Валерию успешно осваивать сложные науки теоретического курса. Но видимо, не последнюю роль сыграло и то, что Чкалов хотел стать летчиком чуть больше, чем все остальные...
В Егорьевской школе у нас не было практических полетов, летать мы начали только в Борисоглебской школе, и там как-то сразу выявилось превосходство летных качеств Чкалова. Я не верю в какой-то талант «от бога». Летный талант — это прежде всего умение развить в себе все свои способности, подчинить (но не подавить) все свои желания одной цели, тогда полеты станут творчеством.
Я уже говорил о конспектах Валерия Павловича Чкалова, удивлявших нас своей краткостью. Но теперь я могу объяснить многое, что нас особенно удивляло тогда. Целеустремленность позволяла Валерию видеть то, что ему прежде всего нужно будет для полетов, отделять главное от второстепенного. Занимался Валерий увлеченно. Поэтому в Борисоглебскую школу Чкалов пришел подготовленным к практическим полетам намного лучше остальных учлетов.
Чкалов был от природы физически крепким человеком, но и эти свои данные он развивал постоянно. Валерий Павлович увлекался теннисом, любил снарядовую гимнастику и страстно играл в футбол. Очень трудно было состязаться с Чкаловым в плаванье. И здесь Валерия отличали не только природные физические данные и натренированность, но и неукротимая сила воли, неуемное желание победы.
Ходит много легенд о недисциплинированности Чкалова, но я не стану безоговорочно присоединяться к этому мнению. Теперь я не могу смотреть на все «выходки» Чкалова глазами старшины или его непосредственного начальника, узнавшего об очередном проступке своего подчиненного. Но не правы и те, кто чересчур легко обвиняет начальников будущего знаменитого летчика в излишней придирчивости и ограниченности. Безусловно, во многом Чкалов воспитал себя сам, но не в меньшей мере его вырастила и авиация, то есть начальники и преподаватели, которые обучали Валерия Павловича.
Вспоминается такой случай. Перед вечерней поверкой мы обычно находились в своих «кельях». Кто-то явился инициатором такого соревнования: после команды «Приготовиться на вечернюю поверку» остаются считанные минуты, но каждый, проявляя выдержку, старается как можно дольше оставаться под одеялом. Вот вскакивает один, другой, третий, четвертый, мы быстро одеваемся, а через минуту уже раздается команда. Логика всяких соревнований предопределяет совершенствование расчетов и улучшение рекордов. Стали повышаться и наши «рекорды», хотя и они имели неумолимый «потолок».
Однажды мы уже соскочили с коек и начали одеваться, а Чкалов продолжал лежать. И вдруг команда «Становись!». Три-четыре секунды, и Чкалов уже в сапогах, шинели и фуражке бежит занимать свое место в строю.
Заканчивается поверка, вот-вот должна прозвучать команда «Разойдись!», но старшина почему-то медлит. Затем он вызывает Чкалова, тот выходит из строя. Старшина командует: «Кругом!» Валерий лихо выполняет этот несложный строевой прием, и громкий смех потрясает своды бывшего монастыря. Предательские полы шинели при повороте распахнулись достаточно широко, чтобы продемонстрировать перед строем белый цвет нижнего белья...
«Наградой» Чкалову за «рекорд» были наряды вне очереди. Чкалов на взыскание не обиделся, принял его как должное и, может быть, где-то в глубине души досадовал на себя за излишнюю «передержку».
Конечно, не этот поступок определял лицо учлета Чкалова, но и в нем уже выражалось стремление работать «на пределе».
Мы учились в очень тяжелое время, кормили нас плохо (в то время вряд ли кто мог похвастаться на этот счет), в стране царила разруха, знали мы и о нуждах родных и знакомых, но нужно было летать, и мы упорно занимались. Чкалов заражал нас своей жизнерадостностью, здоровым оптимизмом, часто поддерживал в трудную минуту веселой шуткой.
При нашей школе работал драмкружок, женские роли исполняли обычно жены преподавателей и командиров, мужские — учлеты. Чкалов был заядлым «артистом». Больше всего нравились ему комические роли, играл он самозабвенно, давая выход своему природному юмору.
Весной 1923 года мы закончили программу теоретической школы, нам присвоили звание красных командиров, и весь выпуск был направлен в Борисоглебскую летную школу на практику».
(Макарский Г. Мой старый товарищ // Наш Чкалов: сборник воспоминаний /сост.О.Чкалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Молодая гвардия, 1969. - С.19-22)
Из приказа № 263 от 18 августа 1921 года по теоретической школе авиации Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота РСФСР:
«Прибывшего для прохождения теоретического курса красноармейца В. Чкалова зачислить в списки переменного состава учлетов школы на жалованье и все виды довольствия с 15 сего августа».
Из характеристики 1922 года:
«Обращает внимание высокой успеваемостью... уверенностью движений, спокойствием во время полетов... Быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолет и скорость полета. Полагаю, что ему более всего подходит быть военным летчиком».
Из аттестации, полученной Чкаловым в Егорьевской школе:
«Всегда бодрый, жизнерадостный, Чкалов был в школе одним из первых. Он скорей других усваивал теорию, устройство самолетов и моторов, часто помогал отстающим курсантам. Если ему не давалась какая-нибудь задача, не вставал с места, пока не решит. Каждое начатое дело обязательно доводил до конца».
(печатается по изданию: Маркуша А. Бессмертный флагман (Чкалов): лирический репортаж. – М.: Молодая гвардия, 1974. – С. 42-46)
«Я был в 1921 г. Начальником летной части Егорьевской школы. Прихожу как-то на аэродром, представляют мне нового курсанта. Плотный, крепко скроенный Чкалов напоминал мне волжского бурлака.
Первый полет с вновь прибывшими курсантами проводил я: испытывал, как чувствуют себя новички в воздухе, годны ли они к летной профессии.
Сели мы с Чкаловым в «Фарман». Я управлял самолетом, он сидел сзади. Поднялись. Я внимательно наблюдал за своим пассажиром. Помню, как-то радостно, широко открытыми глазами смотрел он вокруг. Меня даже несколько удивило — он сидел в самолете так, как будто десятки раз бывал в воздухе. После полета, помнится, я сделал вывод: курсант Чкалов годится быть летчиком.
И действительно, — успехи его были великолепны. Он выделялся смелостью, любознательностью. Особенно его увлекали полеты. В чрезвычайно короткий срок он научился мастерски делать посадку. Когда я прочел в газетах о замечательной посадке тов. Чкалова на узкой полосе острова Удд, мне сразу вспомнился наш школьный аэродром. Посадка на этом аэродроме требовала немалого мастерства, так как аэродром представлял собой небольшую полоску земли, шириной в 100 м, окруженную с одной стороны речкой Гуслянкой, а с другой — глубокими рвами и болотом. Малейшая ошибка могла привести к катастрофе. Чкалов всегда точно рассчитывал, всегда правильно делал посадку».
Д. П. Ананьев
(Печатается по изданию: Бурмистров В.И.
Страницы истории города Егорьевска и его района: Монография. - М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1998. – C. 119-120)
«Шестнадцатилетним пареньком я устроился работать на аэродром мотористом. Годом позже меня зачислили в штат военным юнгой. А в 1920 г. приняли курсантом в летную школу.
Многие прославленные воздушные асы, летчики-испытатели, знаменитые полководцы получили в Егорьевской школе отличную закалку. Вместе со мной учился В. П. Чкалов, который впервые поднялся на самолете с Егорьевского аэродрома. Он был человеком незаурядных способностей, отличным товарищем — веселым, общительным.
Надо сказать, тренировочную подготовку мы проходили на специальных учебных машинах. Для приобретения навыков будущей специальности их переоборудовали с таким расчетом, чтобы они могли лишь слегка отрываться от земли.
Зима 1922 г. была суровой. Город остро нуждался в топливе. После учебных занятий курсанты отправлялись на заготовку дров, к поселку Лесному проложили узкоколейку. Рубили лес, грузили его на вагонетки и «на руках» гнали в Егорьевск. Как всегда, отличалась бригада В. П. Чкалова. Невысокий ростом, он был широк в плечах и отличался недюжинной физической силой.
Благодаря исключительным способностям, трудолюбию
В. П. Чкалову удалось закончить школу досрочно».
К. Николаев, инженер-полковник
(Печатается по изданию: Бурмистров В.И. Страницы истории города Егорьевска и его района: Монография. - М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1998. - С.123)
Список использованной литературы
Байдуков Г.
Чкалов: Изд.2-е, доп. - М.: Молодая гвардия, 1977. –
(ЖЗЛ)
Бурмистров В.И.
Страницы истории города Егорьевска и его района: Монография. - М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1998.
Маркуша А.
Бессмертный флагман (Чкалов): лирический репортаж. – М.: Молодая гвардия, 1974.
Наш Чкалов: сборник воспоминаний /сост. О.Чкалова – 2-е изд., переработ. и доп.- М.:Молодая гвардия, 1969
Смирнов В.И.
Мы - егорьевцы. Книга 1. – М.: Энциклопедия сел и деревень, 1999.
Чкалова В.В.
Валерий Чкалов: документально-публицистическая повесть. – М.: ОАО»Типография «Новости», 2004.
Чкалова О.Э.
Жизнь Валерия Чкалова.: Воспоминания /лит. запись Ю.М.Щеглова. – М.: Дет.лит., 1979.
Сведения об авторах:
Ананьев Д.П. - в 1921г начальник летной части Егорьевской теоретической авиашколы.
Байдуков Г.Ф. – генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, друг Чкалова.
Бурмистров В.И. – уроженец д.Иншино Егорьевского района, кандидат исторических наук, доцент, краевед
Макарский Г.– соученик Чкалова по Егорьевской теоретической авиационной школе
Маркуша А.М.- летчик, писатель
Николаев К. – инженер-полковник, учился вместе с Чкаловым в Егорьевской теоретической авиашколе
Смирнов В. И.- краевед, Почетный гражданин Егорьевского района
Чкалова В.В. – дочь В.П.Чкалова
Чкалова О. Э. – жена В.П.Чкалова
Чтобы стать героем,
Нужно быть отважным,
Честным в деле каждом,
Скромным в слове каждом,
Как Валерий Чкалов –
Честным, скромным, смелым,
Преданным народу
Мыслями и делом.
С. Михалков «Герой»
(Михалков С.В. Собрание сочинений. В 6-ти т.Т.2. - М.: Худож.лит., 1981. – С.16)
Составитель: Родионова О.А. - главный библиограф по детской литературе МУК «ЕМЦБС»