Чкалов в Егорьевске

МУК «Егорьевская межпоселенческая

централизованная библиотечная система»

Методико-библиографический отдел

 

 

ЧКАЛОВ

В

ЕГОРЬЕВСКЕ

 

документы и воспоминания

1

г.Егорьевск

2009г.

 

На первой странице обложки – памятник В.П.Чкалову на территории Егорьевского авиационно-технического колледжа гражданской авиации.

Скульптор Н.В.Томский.1953г.

Фото В.Анашкина

 

В настоящем пособии

представлены фрагменты из воспоминаний родных, друзей, учителей и соучеников

легендарного летчика-испытателя,

Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова, касающиеся периода  его обучения

 в Егорьевской теоретической авиашколе в 1921-1923г.г..

Здесь вы найдете воспоминания жены Чкалова,

 Ольги Эразмовны Чкаловой

 и дочери Валерия Павловича, Валерии Валерьевны,

 его друзей  и соучеников

Г.Макарского, Г.Байдукова, К.Николаева,

 начальника летной части Егорьевской

 теоретической школы Д.Ананьева,

 фрагменты из книг егорьевских краеведов

 В..Смирнова и В.Бурмистрова,

писателя А.Маркуши.

Приведен список использованной литературы.

Издание снабжено фотографиями

 из использованных изданий.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Валерий Чкалов, 1921г.

(фото из книги:

Байдуков Г. Чкалов: изд.2-е, доп. - М.: Молодая гвардия, 1977. – ( ЖЗЛ)

 

   «..Как мне хотелось летать вместе с нашими летчиками, как хотелось сразиться с врагами в воздухе. Но в то время на всю Россию была одна авиационная школа. Попасть в нее, да еще с моим сельским образованием, было невозможно. В годы гражданской войны я усиленно читал, беседовал со знакомыми летчиками и авиационными мотористами — по­степенно готовился к школе.

И в 1921 г. был наконец командирован в город Егорьевск в авиашколу. ...С какой жадностью я принялся за учение».

 

(Чкалов В.П. «Три дня в воздухе».

Печатается по изданию: Бурмистров В.И. Страницы истории города Егорьевска и его района: Монография. - М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1998. – С.117)

 

     «В то время в России была только одна начальная, точнее, подготовительная авиационная школа — в небольшом городке Егорьевске, под Москвой. Называлась она Теоретической школой авиации, и попасть туда было крайне трудно. Кстати, именно там начинали свой путь многие известные советские авиаторы.

     Четыре счастливчика из парка должны были по разверстке поехать в Егорьевск, чтобы там пройти начальные этапы летного дела. Естественно, командование отобрало лучших из лучших. В их число попал и Владимир Фролищев.

     Он был счастлив от перспектив, открывавшихся теперь перед ним, и вдруг неожиданно для всех попросил вместо себя отправить в училище Валерия Чкалова. Рабочие парка поддержали кандидатуру Валерия. Им нравились его выносливость, упорство, настойчивость, его крепкая рабочая хватка. В конце 1921 года Валерий уехал в Егорьевск.

     Владимир поступил как бескорыстный, больше того — как само­отверженный друг. Он видел горячее отношение юного Чкалова к авиа­ции, его неукротимое желание летать и решил, что должен так поступить. Чувство благодарности к нему Чкалов пронес через всю свою жизнь».

 

(Чкалова О.Э.  Жизнь Валерия Чкалова.: Воспоминания / Лит. запись Ю.М.Щеглова. – М.: Дет. лит., 1979. – С.13-15)

 

     «В годы Гражданской войны в Егорьевск в 1918 г. прибыла часть военновоздухоплавательного отряда из

г. Гатчины. Часть сначала прибыла в Рязань и была разделена пополам — одна из них, теоретическая, в сопровождении 134 человек прибыла в Егорьевск. На ее базе была создана летная школа, в которой обуча­лось в 1921 —1923 гг. до 100 человек(…)

…школа подготовила много известных и знатных летчиков, ставших героями страны.

В 1918—1921 гг. близ деревни (Русанцево – сост.) был построен учебный аэродром, где прохо­дили обучение летчики местной теоретической летной школы. Здесь на русских и французских аэропланах обучались известные летчики В. П. Чкалов, И. А. Дудолев и П. X. Межерауп.

В 1929 г. деревня вошла в состав Егорьевска и стала именоваться Русанцевской улицей».

 

(Смирнов В.И.  Мы - егорьевцы. Книга 1. – М.:Энциклопедия сел и деревень, 1999. – С.85, 127.)

 

      «Осенью 1919 года, когда Советская республика была

ок­ружена интервентами, Валерий добровольцем вступил в ря­ды Красной Армии и был назначен в 4-й авиационный парк в Канавино. Здесь он работал учеником — сборщиком самоле­тов в авиационных мастерских. В 1921 году в мастерские пришла разверстка: четырех человек направить в летную школу. По возрасту Валерий еще не подходил, но, видя его горячее стремление, старшие товарищи упросили командира, и тот в награду за хорошую работу послал парня учиться».

 

(Чкалова О. Живой Чкалов //Наш Чкалов: сборник воспоминаний /Cост. О.Чкалова – 2-е изд., переработ. и доп. - М.: Молодая гвардия, 1969 – С.6)

 

      «В 1919 году в Нижнем Новгороде Валерьян впервые увидел гидросамо­лет: «Мои детские мечты совершить что-нибудь необычное приняли новое направление: я стал мечтать о том, как бы самому научиться летать».

 Ему было 15 лет, когда, приписав себе один год, он в августе 1919 года пошел добровольцем в Красную Армию. Его взяли в 4-й Канавинский авиа­ционный парк в Нижнем Новгороде мотористом-слесарем по ремонту само­летов. В этом ему помог его односельчанин Владимир Фролищев, ставший впоследствии мужем сестры Сони.

В авиационном парке Валерьян познакомился со всеми типами самоле­тов, которые были на вооружении в Красной армии. Заграничные «Мораны», «Вуазены», «Фарманы» казались ему чудом техники.

     Целый год Чкалов работал в парке сборщиком самолетов, и день и ночь мечтал о полетах. Но никто его учить летать не собирался, было не до него - шла война. «Помню, с какой завистью провожал я в воздух десятки раз чи­неные самолеты, с каким усердием изучал я машины, как боготворил я лет­чиков, бравших иногда меня в полет. После каждого такого полета я прихо­дил к заведующему производством нашего парка и упрашивал: - Товарищ начальник, хочу быть летчиком!»

Но он был хорошим работником, рабочих рук не хватало, и отпускать его никто не собирался.

     В то время на всю страну была одна теоретическая авиационная школа. Попасть в нее, да еще с его четырехклассным сельским образованием и нео­конченной учебой в Череповецком механическом техникуме было невозмож­но. Но работа на ремонте и на постройке самолетов дала возможность ему изучить самолетное дело. Поставив перед собой цель, он приступил к ее осуществлению. Он начал много читать, беседовал со знакомыми летчика­ми и авиационными мотористами - так постепенно он подготавливал себя к авиационной школе.

     И вот, наконец, в 1921 году за хорошую работу командование авиапарка удовлетворило просьбу Чкалова и направило его в Егорьевск в теоретичес­кую авиационную школу. Это была первая советская школа летчиков, куда с  фронта в серых потертых шинелях и рваных башмаках приходили солдаты, чтобы поскорее научиться летать и снова вернуться на фронт.

В августе 1921 года Чкалов поступил в Егорьевскую теоретическую авиа­ционную школу. Так сбылась мечта моего отца. Но до самостоятельных по­летов было еще далеко.

Приказ по теоретической школе авиации Рабоче-Крестьянского Воздуш­ного флота РСФСР от 18 августа 1921 года №263 гласил:

«Прибывшего для прохождения теоретического курса красноармейца Валерьяна Чкалова зачислить в списки переменного состава учлетов школы на жалование и на все виды довольствия с 15 сего августа. Справка: отношение №5056 и его рапорт».

     Видимо, это был последний документ, свидетельствующий настоящее имя Чкалова. Уже в последующих документах и в повседневной жизни утверди­лось за ним имя Валерий, более понятное и легко произносимое.

Эта школа брала свои истоки из Гатчинской Военной Авиационной шко­лы, в которую в 1914 году был преобразован Авиационный отдел Офицерс­кой Воздухоплавательной школы.

В Авиационном отделе, до его преобразования, обучался знаменитый рус­ский летчик поручик Петр Николаевич Нестеров, получивший мировую из­вестность в 1913 году, выполнив впервые в истории авиации фигуру высше­го пилотажа - мертвую петлю.

Егорьевскую теоретическую школу летчиков закончили многие из пер­вых Героев Советского Союза: А.В.Ляпидевский, Н.П.Каманин, Г.Ф.Байду­ков, И.П.Мазурук, В.К.Коккинаки.

В 2002 году этой школе летчиков, а ныне Егорьевскому авиационному техническому колледжу гражданской авиации присвоено имя В.П.Чкалова.

     Поступив в школу, Чкалов сразу обратил на себя внимание огромным стремлением в овладении летным делом. Он терпеливо засел за книги, ког­да узнал, что в этой школе изучают только теорию, поэтому и называли эту школу «теркой».

Отец удивительно быстро усваивал теорию, устройство моторов и очень часто помогал отстающим курсантам. Как вспоминают его сокурсники, уче­ба давалась ему легко. Слушая лекцию, запоминал ее и мог не писать конс­пектов. Но если ему не давалась какая-нибудь задача, не вставал с места, пока не решит. Каждое начатое дело он обязательно доводил до конца.

Девизом его жизни стали слова: «Если быть, так быть лучшим». Именно не «первым», а «лучшим». С этим девизом он начал свой путь в авиацию.

Увлекался спортом, очень любил играть в футбол и обязательно в напа­дении, хотя по комплекции больше подходил к защите.

Он занимался в драмкружке и выступал в спектаклях. Чкалов был заяд­лым «артистом». Больше всего по душе были ему комические роли, играл он самозабвенно, давая выход своему природному юмору.(…)

     Чкалов выделялся смелостью, любознательностью. В очень короткий срок он освоил посадку самолета на школьный аэродром. Эта посадка требовала четкого расчета и немалого мастерства, так как аэродром представлял собой полосу земли шириной в 100 метров, с одной стороны которой протекала речка Гуслянка, а с другой - были ров и болото. Молодой курсант Чкалов всегда точно рассчитывал и четко делал посадку.

     Было еще одно событие в его жизни, произошедшее в период его пребы­вания в Егорьевске. Он женился на Крыловой Лиде. Женился в 17 лет, детей не было. О ней ничего не известно. Павел Григорьевич (отец В.П.Чкалова – сост.) и особенно старшая сестра Анна отговаривали его. Но потом пошли нелады, как вспоминает Анна, они разошлись, и в Борисоглебское училище он уехал один. Егорьевскую теоретическую школу Чкалов закончил за полтора года «на хорошо» весной 1923 года. Всему выпуску было присвоено звание красных командиров, и все были направлены в 1923 году в город Борисоглебск в практическую школу летчиков для обучения практическим полетам».

 

(Чкалова В.В.  Валерий Чкалов: документально-публицистическая повесть. –М.: ОАО »Типография «Новости», 2004. – С. 20-22.)

 

   «В 1921 году на IV авиационный парк дали четыре пу­тевки в авиационную школу. Валерий тут же написал за­явление, но начальник парка Хрисанфов резонно отве­тил: Чкалову только 17 лет, и посылать его бесполезно — не примут как несовершеннолетнего.

Страшно огорчился Валерий. Друзья пошли гурьбой просить за него, и начальник парка сдался:

— Чем черт не шутит! Попробуй! Ни пуха, ни пера тебе, Валерий! Чкалов с товарищами отправился в Егорьевск.

Вспоминая об этом периоде своей жизни, через пятна­дцать лет Чкалов в книге «Три дня в воздухе» напишет: «...Как мне хотелось летать вместе с нашими летчиками, как хотелось сразиться с врагами в воздухе. Но в то вре­мя на всю Россию была одна авиационная школа. Попасть в нее, да еще с моим сельским образованием, было невоз­можно. В годы гражданской войны я усиленно читал, бе­седовал со знакомыми летчиками и авиационными мото­ристами — постепенно готовился к школе.

И в 1921 году был, наконец, командирован в город Егорьевск в авиашколу. Называли мы ее очень смешно: «терка», что означало — теоретическая школа. С какой жадностью я принялся за учение!»

Сколько было радости, когда Валерий Чкалов увидел в списках зачисленных свою фамилию.

В то время егорьевская школа являлась первой воен­но-теоретической школой летчиков. Прибывшие из фрон­товых авиационных частей, отрядов и парков красноар­мейцы, рабочие и мотористы осваивали здесь обширную программу. В нее входил большой общеобразовательный курс: алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, русский язык, немецкий. Значительное место занимали аэродина­мика, аэронавигация, материальная часть самолетов, мо­торы; много часов отводилось на политическую и обще­войсковую подготовку.

     Школа размещалась в бывшем женском монастыре, Казарм, в буквальном смысле этого слова, не было. Кур­санты жили в монашеских кельях по три-четыре челове­ка. Чкалов поселился вместе с Макарским, Махаловым и Кузнецовым.

Заниматься было трудно. Учебников почти не было, у многих курсантов не хватало знаний, курс проходили ускоренно — менее чем за два года следовало сдать около тридцати экзаменов!

Но Чкалов учился довольно легко: при двенадцатибалльной системе оценок он никогда ниже десяти не по­лучал ни по одному предмету. Не только острый ум, со­образительность и великолепная память помогли хорошо учиться. Пожалуй, не менее важную роль играла прочная и непоколебимая целеустремленность в достижении основ­ной цели — быстрее стать летчиком и подняться в воздух.

Удивляли преподавателей и друзей конспекты Чкало­ва — они были предельно кратки, но главное, что могло понадобиться для полетов, никогда не ускользало от Ва­лерия. Второстепенное определялось мгновенно и тут же безжалостно отсеивалось.

Хотя Чкалов постоянно думал о главной задаче, ему не чуждо было все, что положено юности: он увлекался спортом, особенно футболом, теннисом, снарядной гимнас­тикой, не говоря уже о плавании. Самозабвенно играл в драмкружке комические роли. Причем его друзья по «келье» определяли его артистические способности как незаурядные. Это и естественно: Валерий обладал при­родным юмором.

Кормили в то трудное время курсантов плохо, но это ничуть не сказывалось на настроении самого молодого курсанта. Он отличался жизнерадостным характером и заражал товарищей оптимизмом, поддерживал, когда бы­ло трудновато, веселой шуткой.

Весна 1923 года. Сдан последний экзамен... Валерий, как и все его товарищи, получил звание красного командира, или, как тогда говорили, краскома. Весь вы­пуск тут же направили в Борисоглебскую школу летчиков для практических занятий.

 

(Байдуков Г. Чкалов. Изд.2-е, доп.- М.: Молодая гвардия, 1977. – ( ЖЗЛ) - С.18-20)

3

 

 

 

 

 

 

 

 

Футбольная команда Егорьевской летной школы. Чкалов стоит у штанги.

 1921-1923 г.г.

 (фото из книги:   

Чкалова В.В.   Валерий Чкалов: документально-публицистическая  повесть. – М.: ОАО»Типография «Новости», 2004)

 

     «В стенах Егорьевской летной школы собрались разные люди: рабочие, мотористы авиационных частей, красноармей­цы, прибывшие прямо с фронтов, несколько моряков и сов­сем молодые ребята, не знавшие еще воинской службы. Возраст был тоже очень не одинаков: от семнадцати до три­дцати лет. Но всех объединяло одно — желание летать. В то время в нашей стране все было молодым, и школа не представляла исключения. Сначала мы с Чкаловым учи­лись в разных классах, но вскоре их объединили, и до окон­чания школы большую часть времени мы проводили вместе.

Школа помещалась в бывшем женском монастыре. Ка­зарм в буквальном смысле этого слова не было. Жили учлеты в монашеских кельях, чаще всего по три-четыре челове­ка. Нас в келье разместилось четверо: Чкалов, Кузнецов, Махалов и я.

Чкалов был самым молодым учлетом: ему исполнилось лишь семнадцать лет. Правда, коренастый, широкоплечий волжанин с мужественным лицом выглядел значительно стар­ше. Тогда, конечно, никто не думал, что этому молодому бо­гатырю выпадет честь вписать самые яркие страницы в исто­рию нашей авиации, но теперь, оценивая прошлое с высоты прожитых лет, видишь, что слава пришла к Чкалову не слу­чайно.

В учебную программу школы входили обширный обще­образовательный курс (алгебра, геометрия, физика и другие предметы), большой курс по изучению материальной части самолета и теории пилотирования, а также общевойсковая подготовка. Достаточно сказать, что менее чем за два года обучения мы сдали в общей сложности около тридцати эк­заменов.

Заниматься было трудно. Учебники практически отсутст­вовали, программу проходили в ускоренном темпе, многие имели слишком большой перерыв в учебе, но желание стать летчиком помогало преодолевать все трудности. Нам каза­лось, что Чкалову учеба дается легко, мы удивлялись, как ему удавалось по очень кратким конспектам хорошо подгото­виться даже к самым трудным экзаменам. В то время оцен­ка ответов в школе проводилась по двенадцатибалльной сис­теме, и Чкалов почти никогда не получал ниже десяти баллов.

Острый ум, сообразительность, отличная память, целе­устремленность позволяли Валерию успешно осваивать слож­ные науки теоретического курса. Но видимо, не последнюю роль сыграло и то, что Чкалов хотел стать летчиком чуть больше, чем все остальные...

     В Егорьевской школе у нас не было практических поле­тов, летать мы начали только в Борисоглебской школе, и там как-то сразу выявилось превосходство летных качеств Чка­лова. Я не верю в какой-то талант «от бога». Летный та­лант — это прежде всего умение развить в себе все свои способности, подчинить  (но не подавить)  все свои желания од­ной цели, тогда полеты станут творчеством.

Я уже говорил о конспектах Валерия Павловича Чкалова, удивлявших нас своей краткостью. Но теперь я могу объяс­нить многое, что нас особенно удивляло тогда. Целеустрем­ленность позволяла Валерию видеть то, что ему прежде всего нужно будет для полетов, отделять главное от второсте­пенного. Занимался Валерий увлеченно. Поэтому в Борисо­глебскую школу Чкалов пришел подготовленным к практи­ческим полетам намного лучше остальных учлетов.

Чкалов был от природы физически крепким человеком, но и эти свои данные он развивал постоянно. Валерий Пав­лович увлекался теннисом, любил снарядовую гимнастику и страстно играл в футбол. Очень трудно было состязаться с Чкаловым в плаванье. И здесь Валерия отличали не толь­ко природные физические данные и натренированность, но и неукротимая сила воли, неуемное желание победы.

Ходит много легенд о недисциплинированности Чкалова, но я не стану безоговорочно присоединяться к этому мнению. Теперь я не могу смотреть на все «выходки» Чкалова гла­зами старшины или его непосредственного начальника, узнав­шего об очередном проступке своего подчиненного. Но не правы и те, кто чересчур легко обвиняет начальников буду­щего знаменитого летчика в излишней придирчивости и ограниченности. Безусловно, во многом Чкалов воспитал себя сам, но не в меньшей мере его вырастила и авиация, то есть начальники и преподаватели, которые обучали Вале­рия Павловича.

Вспоминается такой случай. Перед вечерней поверкой мы обычно находились в своих «кельях». Кто-то явился инициа­тором такого соревнования: после команды «Приготовиться на вечернюю поверку» остаются считанные минуты, но каж­дый, проявляя выдержку, старается как можно дольше оста­ваться под одеялом. Вот вскакивает один, другой, третий, четвертый, мы быстро одеваемся, а через минуту уже раз­дается команда. Логика всяких соревнований предопреде­ляет совершенствование расчетов и улучшение рекордов. Стали повышаться и наши «рекорды», хотя и они имели неумолимый «потолок».

Однажды мы уже соскочили с коек и начали одеваться, а Чкалов продолжал лежать. И вдруг команда «Стано­вись!». Три-четыре секунды, и Чкалов уже в сапогах, шинели и фуражке бежит занимать свое место в строю.

Заканчивается поверка, вот-вот должна прозвучать коман­да «Разойдись!», но старшина почему-то медлит. Затем он вызывает Чкалова, тот выходит из строя. Старшина коман­дует: «Кругом!» Валерий лихо выполняет этот несложный строевой прием, и громкий смех потрясает своды бывшего монастыря. Предательские полы шинели при повороте рас­пахнулись достаточно широко, чтобы продемонстрировать перед строем белый цвет нижнего белья...

«Наградой» Чкалову за «рекорд» были наряды вне оче­реди. Чкалов на взыскание не обиделся, принял его как должное и, может быть, где-то в глубине души досадовал на себя за излишнюю «передержку».

     Конечно, не этот поступок определял лицо учлета Чкало­ва, но и в нем уже выражалось стремление работать «на пределе».

     Мы учились в очень тяжелое время, кормили нас плохо (в то время вряд ли кто мог похвастаться на этот счет), в стране царила разруха, знали мы и о нуждах родных и знакомых, но нужно было летать, и мы упорно занимались. Чкалов заражал нас своей жизнерадостностью, здоровым оптимизмом, часто поддерживал в трудную минуту веселой шуткой.

     При нашей школе работал драмкружок, женские роли исполняли обычно жены преподавателей и командиров, муж­ские — учлеты. Чкалов был заядлым «артистом». Больше всего нравились ему комические роли, играл он самозабвен­но, давая выход своему природному юмору.

Весной 1923 года мы закончили программу теоретической школы, нам присвоили звание красных командиров, и весь выпуск был направлен в Борисоглебскую летную школу на практику».

 

(Макарский Г. Мой старый товарищ // Наш Чкалов: сборник воспоминаний /сост.О.Чкалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Молодая гвардия, 1969. - С.19-22)

 

Из приказа № 263 от 18 августа 1921 года по теоре­тической школе авиации Рабоче-Крестьянского Воздуш­ного Флота РСФСР:

 

 «Прибывшего для прохождения теоретического кур­са красноармейца В. Чкалова зачислить в списки пере­менного состава учлетов школы на жалованье и все виды довольствия с 15 сего августа».

 

 

Из характеристики  1922 года:

 

«Обращает внимание высокой успеваемостью... уве­ренностью движений, спокойствием во время полетов... Быстро соображает и действует с энергией и реши­тельностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолет и скорость полета. Полагаю, что ему более всего подходит быть военным летчиком».

 

 

Из аттестации, полученной Чкаловым в Егорьевской школе:

 

«Всегда бодрый, жизнерадостный, Чкалов был в школе одним из первых. Он скорей дру­гих усваивал теорию, устройство самолетов и моторов, часто помогал отстающим курсантам. Если ему не дава­лась какая-нибудь задача, не вставал с места, пока не решит. Каждое начатое дело обязательно доводил до конца».

 

(печатается по изданию: Маркуша А. Бессмертный флагман (Чкалов): лирический репортаж. – М.: Молодая гвардия, 1974. – С. 42-46)

 

     «Я был в 1921 г. Начальником летной части Егорьевской школы. Прихожу как-то на аэродром, представляют мне но­вого курсанта. Плотный, крепко скроенный Чкалов напоми­нал мне волжского бурлака.

Первый полет с вновь прибывшими курсантами проводил я: испытывал, как чувствуют себя новички в воздухе, годны ли они к летной профессии.

Сели мы с Чкаловым в «Фарман». Я управлял самолетом, он сидел сзади. Поднялись. Я внимательно наблюдал за сво­им пассажиром. Помню, как-то радостно, широко открытыми глазами смотрел он вокруг. Меня даже несколько удивило — он сидел в самолете так, как будто десятки раз бывал в воздухе. После полета, помнится, я сделал вывод: курсант Чкалов годится быть летчиком.

И действительно, — успехи его были    великолепны. Он выделялся смелостью, любознательностью. Особенно его ув­лекали полеты. В чрезвычайно короткий срок он научился мастерски делать посадку. Когда я прочел в газетах о за­мечательной посадке тов. Чкалова на узкой полосе острова Удд, мне сразу вспомнился наш школьный аэродром. Посад­ка на этом аэродроме требовала немалого мастерства, так как аэродром представлял собой небольшую полоску земли, шириной в 100 м, окруженную с одной стороны речкой Гуслянкой, а с другой — глубокими рвами и болотом. Малейшая ошибка могла привести к катастрофе. Чкалов всегда точно рассчитывал, всегда правильно делал посадку».

 

Д. П. Ананьев 

(Печатается по изданию: Бурмистров В.И.

Страницы истории города Егорьевска и его района: Монография. - М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1998. – C. 119-120)

 

    «Шестнадцатилетним пареньком я устроился работать на аэродром мотористом. Годом позже меня зачислили в штат военным юнгой. А в 1920 г. приняли курсантом в летную школу.

Многие прославленные воздушные асы, летчики-испыта­тели, знаменитые полководцы получили в Егорьевской шко­ле отличную закалку. Вместе со мной учился В. П. Чкалов, который впервые поднялся на самолете с Егорьевского аэро­дрома. Он был человеком незаурядных способностей, от­личным товарищем — веселым, общительным.

Надо сказать, тренировочную подготовку мы проходили на специальных учебных машинах. Для приобретения навы­ков будущей специальности их переоборудовали с таким расчетом, чтобы они могли лишь слегка отрываться от зем­ли.

     Зима 1922 г. была суровой. Город остро нуждался в топ­ливе. После учебных занятий курсанты отправлялись на за­готовку дров, к поселку Лесному проложили узкоколейку. Рубили лес, грузили его на вагонетки и «на руках» гнали в Егорьевск. Как всегда, отличалась бригада В. П. Чкалова. Невысокий ростом, он был широк в плечах и отличался не­дюжинной физической силой.

Благодаря исключительным способностям, трудолюбию

В. П. Чкалову удалось закончить школу досрочно».

 

К. Николаев, инженер-полковник

(Печатается по изданию: Бурмистров В.И. Страницы истории города Егорьевска и его района: Монография. - М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1998. - С.123)

 

Список использованной литературы

 

Байдуков Г.

  Чкалов: Изд.2-е, доп. - М.: Молодая гвардия, 1977. –

(ЖЗЛ)

 

Бурмистров В.И.

  Страницы истории города Егорьевска и его района: Монография. - М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1998.

 

Маркуша А.

  Бессмертный флагман (Чкалов): лирический репортаж. – М.: Молодая гвардия, 1974.

 

   Наш Чкалов: сборник воспоминаний /сост. О.Чкалова – 2-е изд., переработ. и доп.- М.:Молодая гвардия, 1969

 

Смирнов В.И.

  Мы - егорьевцы. Книга 1. – М.: Энциклопедия сел и деревень, 1999.

 

Чкалова В.В.

   Валерий Чкалов: документально-публицистическая  повесть. – М.: ОАО»Типография «Новости», 2004.

 

Чкалова О.Э.

  Жизнь Валерия Чкалова.: Воспоминания /лит. запись Ю.М.Щеглова. – М.: Дет.лит., 1979.

 

Сведения об авторах:

 

Ананьев Д.П. - в 1921г  начальник летной части    Егорьевской теоретической авиашколы.

Байдуков Г.Ф. – генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, друг Чкалова.

Бурмистров В.И. – уроженец д.Иншино Егорьевского района, кандидат исторических наук, доцент, краевед

Макарский Г.– соученик Чкалова по Егорьевской теоретической авиационной школе

Маркуша А.М.- летчик, писатель

Николаев К. – инженер-полковник, учился вместе с Чкаловым в Егорьевской теоретической авиашколе

Смирнов В. И.- краевед, Почетный гражданин Егорьевского района

Чкалова В.В. – дочь В.П.Чкалова

Чкалова О. Э. – жена В.П.Чкалова

 

Чтобы стать героем,

Нужно быть отважным,

Честным в деле каждом,

Скромным в слове каждом,

 

Как Валерий Чкалов –

Честным, скромным, смелым,

Преданным народу

Мыслями и делом.

 

С. Михалков  «Герой»

 

(Михалков С.В. Собрание сочинений. В 6-ти т.Т.2. - М.: Худож.лит., 1981. – С.16)

Составитель: Родионова О.А. - главный библиограф по детской литературе МУК «ЕМЦБС»